Сегодня в рубрике «Советы психолога» педагог-психолог Мырзак Мария Владимировна расскажет о профилактике школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация – достаточно распространённое явление среди учащихся начальных классов. В особо тяжёлых случаях ребёнок испытывает сильный дискомфорт при посещении школы, а отрицательные эмоции буквально блокируют его познавательную деятельность и тормозят развитие.
Школьная дезадаптация состоит из трёх компонентов:
- когнитивного,
- эмоционального,
- поведенческого.
Когнитивный компонент школьной адаптации предполагает, что ребёнок, поступающий в первый класс, понимает, что он уже школьник, что требования к нему изменились. Показателем успешной адаптации на когнитивном уровне является осознание ребёнком своих прав и обязанностей как школьника и наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа.
Формами дезадаптации будут:
- неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности («Я не могу освоить предмет, потому что он мне не нравится, я не понимаю, зачем он мне нужен» и т.д.)
- несовпадение по темпу учебной деятельности ученика и учителя или программы обучения.
Эмоциональный компонент школьной адаптации включает в себя самооценку и уровень притязаний. Хорошим показателем считается адекватная самооценка и высокий уровень притязаний – «Я хороший и могу многого добиться».
Формами дезадаптации будут:
- неспособность управлять своим поведением («Я делаю, что хочу, мне ничего не надо, я пришёл в школу поиграть»);
- школьные фобии («Я боюсь выйти к доске, я не могу отвечать в ситуации, когда на меня смотрят»).
Поведенческий компонент школьной адаптации включает в себя поведение ученика в школе, его взаимодействие с другими людьми, знание правил, по которым следует себя вести в той или иной ситуации.
Формами дезадаптации будут:
- стремление нарушать правила школьной жизни
- совершать деструктивные действия, устраивать своеобразный «бунт против системы»: «Я не хочу вести себя так, как от меня ждут».
В этом случае без помощи психолога явно не обойтись – ведь надо разбираться, что именно в ребёнке вызывает такую реакцию протеста.
Важно помнить, что школьная дезадаптация — это не просто временные трудности. Это ситуация, требующая внимания и поддержки как со стороны родителей, так и со стороны школьного коллектива. Понимание причин и компонентов дезадаптации позволяет своевременно принять меры и помочь детям преодолеть сложности, связанные с учебным процессом.